
Стандарты, спецификации (ISO 9000, ISO 9001, СТ
РК ИСО 9001, API Q1, API Q2, ISO TC 29001, ISO
IEC 17025, ISO 9004 и т.д.) направляют организации при управлении
использовать процессный подход (четвертый из 8 принципов
менеджмента качества).

Такой подход тоже не "волшебная палочка", однако позволяет свести
все выше перечисленные и др. методы менеджмента в одну согласованную универсальную систему
управления организацией. Процессный подход хорош еще тем, что
он обеспечивает непрерывность управления на стыке отдельных процессов в рамках
их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. Этот принцип тесно связан с принципом "системный подход к управлению".
![]() |
Пример схемы взаимодействия бизнес-процессов кафе |
- снижение
затрат и продолжительности цикла;
- улучшение
результатов, а также повышение их стабильности и предсказуемости;
- возможности
для улучшения, сконцентрированные и расставленные с учетом приоритетов.
Как применять процессный подход? Ответ можно найти в рекомендациях ISO 9004:
- систематически
определять виды деятельности для достижения желаемых результатов;
- установить
ответственных и виды отчетности для контроля основных видов деятельности;
- проводить
анализ и измерение способности основных видов деятельности достигать
запланированных результатов;
- определить
последовательность и взаимодействие основных видов деятельности, различных
функций организации;
- сосредоточиться
на методах, обеспечении ресурсами и материалами для улучшения основных
видов деятельности организации;
- оценивать
риски, последствия и влияние на деятельность потребителей и других
заинтересованных сторон.
Также в ISO 9001:2008 приводится программа пошаговых действий внедрения системы менеджмента качества (СМК) на основе процессного подхода:
- выявить
процессы системы менеджмента качества и их применение в
организации;
- установить
очередность и взаимодействие процессов;
- определить
критерии и методы результативности процессов;
- обеспечивать
процессы ресурсами и информацией для их функционирования и контроля;
- отслеживать,
измерять и анализировать процессы;
- осуществлять
действия для достижения необходимых результатов и непрерывного
улучшения процессов.
Последовательность (очередность) и взаимодействие процессов СМК можно описать при помощи:
- таблиц;
- диаграммы
последовательности, блок схем;
- другим
способом, в том числе с использованием программных средств.
При описании процессов СМК необходимо как минимум указывать следующую информацию о процессе:
- Наименование
процесса;
- «Владелец»;
- Внутренние
и внешние потребители;
- Требования
внутренних и внешних потребителей;
- Входы
процесса;
- Выходы
процесса (намеренные и не намеренные результаты);
- Критерии
результативности;
- Необходимые
ресурсы;
- Методы
мониторинга процесса;
- Последовательность
действий.
Читайте также мою статью "Элементы процесса системы менеджмента качества".
Процессный подход – очень обширная тема. В последующих статьях я напишу более подробно, как выделять, описывать процессы и др. информацию о применении процессного подхода.
Процессный подход – очень обширная тема. В последующих статьях я напишу более подробно, как выделять, описывать процессы и др. информацию о применении процессного подхода.
получить сертификат ИСО 9001 в Москве
ОтветитьУдалить