Translate

понедельник, 21 сентября 2015 г.

Постоянное улучшение - шестой принцип менеджмента качества

«Постоянное улучшение деятельности организации в целом необходимо определять как ее обязательную цель» (ISO 9000, шестой из 8 принципов менеджмента качества). Как говорится, нет предела совершенству.

Очень часто «постоянное улучшение» системы менеджмента качества (СМК) трактуется и воспринимается организациями лишь как решение проблем (несоответствий) или предотвращение потенциальных проблем. Скорее всего, это связано с тем, что в  ISO 9001:2008 в качестве инструментов повышения результативности СМК, предлагаются аудиты и действия по устранению причин существующих и потенциально возможных проблем.

Однако стандарты, спецификации по СМК (ISO 9000ISO 9001, ISO 9004 и др.) ориентируют организации на улучшение системы деятельности организации, не ограничиваясь решением проблем.

Так, согласно ISO 9004, использование принципа "постоянное улучшение" предполагает:
  • применение согласованного и в рамках всей организации подхода к непрерывному улучшению деятельности организации;
  • обучение работников методам и инструментам непрерывного улучшения для осознания ими того, что постоянное совершенствование продукции, услуг, процессов и системы менеджмента цель каждого из них;
  • определение целей руководителей  и показателей  для мониторинга непрерывного улучшения;
  • признание и подтверждение улучшений.
Согласно п. 5.8.1 ISO 9001:2008  организации следует непрерывно улучшать результативность системы менеджмента качества, используя  политику и цели, аудиты, анализ данных СМК,  корректирующие и превентивные действия, а также анализ со стороны руководства».

Улучшение продукции – это не только улучшение характеристик и свойств продукции, привычных для потребителя, снижение уровня дефектности, но и формирование будущих потребностей. Непрерывное улучшение продукции можно добиваться постоянным внедрением инноваций, основываясь на результатах изучения существующих и новых потребностей потребителей.

Улучшение процессов  осуществляется для уменьшения  изменчивости (вариабельности) характеристик качества и устранение (снижение) степени влияния причин такой изменчивости, а не только для борьбы с дефектами (несоответствиями и другими проблемами). Уменьшение количества дефектов (несоответствий) является  результатом уменьшения изменчивости.

Популярными и эффективными инструментами для устранения и предотвращения несоответствий (дефектов, проблем) являются: диаграммы Парето; диаграмма "Рыбий скелет"; метод анализа проблем «Пять почему» и др.  Улучшение процессов достигается изменением технологии, методов управления, приемов работы, заменой оборудования, повышения технологической дисциплины, реинжениринга бизнес процессов, метода «шесть сигм» и т.д.

Во всем мире широко применяется модель непрерывного улучшения процессов  - цикл -Деминга-Шухарта (цикл PDCA), которая с  может быть с успехом применена в любой деятельности.

Улучшения СМК можно добиться  внедрением международно признанных стандартов, спецификаций:   ISO 9001, API Q1, API Q2 и др.

Принципиальным при проведении преобразований являются принципы вовлечения работников и лидерства руководства.

Ключевые преимущества согласно ISO 9004 от принципа «постоянное улучшение»:
  • польза от улучшения возможностей организации;
  • сфокусированность деятельности по улучшению на всех уровнях организации на стратегические цели организации,
  • быстрое и гибкое реагирование на благоприятные возможности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Если Вы хотите получать обновления блога, введите Ваш E-mail