«Постоянное улучшение деятельности
организации в целом необходимо определять как ее обязательную цель» (ISO 9000,
шестой из 8 принципов менеджмента качества). Как говорится, нет предела совершенству.
Очень часто «постоянное улучшение» системы менеджмента качества (СМК) трактуется и воспринимается организациями
лишь как решение проблем (несоответствий) или предотвращение потенциальных проблем.
Скорее всего, это связано с тем, что в ISO
9001:2008 в качестве инструментов повышения результативности СМК, предлагаются аудиты
и действия по устранению причин существующих и потенциально возможных проблем.
Однако стандарты, спецификации по СМК (ISO 9000, ISO 9001, ISO 9004 и др.) ориентируют
организации на улучшение системы деятельности организации, не ограничиваясь решением
проблем.
Так, согласно ISO 9004, использование принципа
"постоянное улучшение" предполагает:
- применение согласованного и в рамках всей организации подхода к непрерывному улучшению деятельности организации;
- обучение работников методам и инструментам непрерывного улучшения для осознания ими того, что постоянное совершенствование продукции, услуг, процессов и системы менеджмента цель каждого из них;
- определение целей руководителей и показателей для мониторинга непрерывного улучшения;
- признание и подтверждение улучшений.
Согласно п. 5.8.1 ISO 9001:2008
организации следует непрерывно улучшать результативность системы менеджмента качества, используя политику и цели, аудиты, анализ данных СМК, корректирующие и превентивные действия,
а также анализ со стороны руководства».
Улучшение продукции – это не только улучшение
характеристик и свойств продукции, привычных для потребителя, снижение уровня дефектности,
но и формирование будущих потребностей. Непрерывное улучшение продукции можно
добиваться постоянным внедрением инноваций, основываясь на результатах изучения
существующих и новых потребностей потребителей.
Улучшение процессов осуществляется для уменьшения изменчивости (вариабельности) характеристик качества
и устранение (снижение) степени влияния причин такой изменчивости, а не только
для борьбы с дефектами (несоответствиями и другими проблемами). Уменьшение количества
дефектов (несоответствий) является результатом
уменьшения изменчивости.
Популярными и эффективными инструментами для устранения и предотвращения несоответствий (дефектов, проблем) являются: диаграммы Парето; диаграмма "Рыбий скелет"; метод анализа проблем «Пять почему» и др. Улучшение процессов достигается изменением технологии, методов управления, приемов работы, заменой оборудования, повышения технологической дисциплины, реинжениринга бизнес процессов, метода «шесть сигм» и т.д.
Во всем мире широко применяется модель непрерывного улучшения процессов - цикл -Деминга-Шухарта (цикл PDCA), которая с может быть с успехом применена в любой деятельности.
Популярными и эффективными инструментами для устранения и предотвращения несоответствий (дефектов, проблем) являются: диаграммы Парето; диаграмма "Рыбий скелет"; метод анализа проблем «Пять почему» и др. Улучшение процессов достигается изменением технологии, методов управления, приемов работы, заменой оборудования, повышения технологической дисциплины, реинжениринга бизнес процессов, метода «шесть сигм» и т.д.
Во всем мире широко применяется модель непрерывного улучшения процессов - цикл -Деминга-Шухарта (цикл PDCA), которая с может быть с успехом применена в любой деятельности.
Улучшения СМК можно добиться внедрением международно признанных стандартов,
спецификаций: ISO 9001, API Q1, API Q2 и др.
Принципиальным при проведении
преобразований являются принципы вовлечения работников и лидерства руководства.
Ключевые преимущества согласно ISO 9004 от принципа «постоянное улучшение»:
- польза от улучшения возможностей организации;
- сфокусированность деятельности по улучшению на всех уровнях организации на стратегические цели организации,
- быстрое и гибкое реагирование на благоприятные возможности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий