В этой статье речь пойдет о пятом из 8 принципов менеджмента
качества – «системный подход к управлению (менеджменту)».
Согласно ISO 9000 «Системный подход к управлению - выявление, понимание и управление взаимосвязанными процессами как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей».
Согласно ISO 9000 «Системный подход к управлению - выявление, понимание и управление взаимосвязанными процессами как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей».
Иными словами, при системном подходе к управлению организация рассматривается как система, состоящая из различных частей (процессов,
подразделений), у каждой из которых имеются свои цели. Организации необходимо
выявлять и оценивать взаимодействие всех ее частей и объединять в их единую
систему, чтобы максимально эффективным образом достичь целей организации.
Принцип «системный подход к управлению», связан с принципом «процессный подход» и является его логическим продолжением. Но одно дело -
описать какой-нибудь бизнес-процесс. Другое - описать деятельность
организации как систему взаимосвязанных и взаимодействующих процессов,
как предполагает пятый принцип.
Проще всего понять суть системного подхода, сравнив его с традиционным
подходом к управлению. Согласно традиционному подходу наилучшего
функционирования организация может достичь, если все её части будут работать
на максимально эффективном уровне. Согласно принципу "системный подход
к управлению" это не всегда так.
Системный подход к управлению базируется на том, что если каждая
часть системы будет работать максимально эффективно, это не гарантирует, что в
результате вся система как единое целое будет работать максимально эффективно.
При отсутствии взаимодействия и согласованности в работе между подразделениями
и процессами значительно снизится управляемость организации. Сразу
возникнут проблемы на несогласованных стыках.
Так, если взять наилучшие детали со всех наилучших моделей мобильных
телефонов и собрать из них мобильный телефон, то, вряд ли,
получится наилучший мобильный телефон. Или, например, резкое повышение
эффективности одного из подразделений может привести к сбоям в других
подразделениях и организации в целом. Приведу один пример из моей практики.
Пример
В казахстанской компании по производству упаковочных материалов с
приходом нового менеджера по продаже резко увеличился объем заказов на
продукцию. Небольшой производственный цех этой компании очень быстро перестал
справляться с заказами, несмотря на то, что работал на полную мощь.
Сначала цех перешел на работу в 2-е смены, затем в 3-и смены до тех пор, пока
не начали выходить из строя станки.
При помощи системного подхода можно лучше понять, как работает организация,
и принимать правильные и более эффективные управленческие решения на всех
уровнях.
Основные выгоды, которые получает организация от применения системного подхода к управлению согласно ISO 9004:
- достижение запланированных результатов
наилучшим образом посредством соответствующей интеграции и построения процессов;
- концентрация
усилий на основных процессах;
- повышение доверия со стороны заинтересованных сторон, формирование имиджа надежной, эффективной и стабильной организации.
Системный подход к управлению согласно ISO 9004 предполагает:
- выстраивание
системы для выполнения целей организации наиболее результативным и
эффективным способом;
- понимание
взаимодействия процессов системы;
- структурированный
подход, обеспечивающий согласованность и взаимодействие процессов;
- обеспечение
большего осознания сотрудниками их ролей и ответственности в достижении общих целей организации и,
как следствие, снижение межфункциональных барьеров;
- выявление
возможностей для организации и установление лимита на ресурсы до
начала деятельности;
- установление
целей и основных видов деятельности;
- непрерывное
совершенствование системы при помощи измерения и оценки.
Системный подход к управлению потребует от руководителя
обязательного наличия системного мышления.
Получение сертификата ИСО 9001
ОтветитьУдалить