Взаимовыгодные отношения с поставщиками - последний из 8 принципов менеджмента качества, но не менее значимый, чем
все остальные.
К сожалению, знаменитый лозунг
«Потребитель всегда прав» многими организациями воспринимается буквально. В условиях
кризиса и жесткой конкуренции это ощущается особенно остро. Однако, нельзя не
учитывать, что даже при наличии большого выбора, порою непросто найти
профессионального, надежного поставщика, с качественной продукцией или услугами,
с которым комфортно и безопасно сотрудничать (см. статью "Управление аутсорсинговыми процессами в соответствии с ISO 9001:2015").
Не случайно, в риск менеджменте угрозы,
которые потенциально могут исходить от поставщиков, выделяют в отдельную
большую категорию. Как риск менеджер, я знаю точно, что в большинстве
организаций риски, связанные с недобросовестными поставщиками, относятся к
достаточно высоким или даже одним из наиболее высоких.
ISO 9000 говорит:
«Организация и ее поставщики зависят друг от друга, и их взаимовыгодные отношения повышают способность обеих сторон создавать ценность».
Хорошие длительные отношения с
поставщиком будут способствовать тому, что поставщик будет в большей степени
беспокоиться о качестве его продукции/услуг. Кроме того, потребитель будет для него постоянным потребителем, и их
сотрудничество на взаимовыгодной основе будет полезно каждому из них. Не стоит
забывать, что поставщикам тоже нередко приходится делать выбор между
заказчиками.
Например,
В моей
консалтинговой деятельности довольно часто происходят так называемые
«накладки», когда два или более заказчиков из разных регионов Казахстана,
которые хотят работать именно со мной, обращаются ко мне одновременно, и
каждому нужно срочно, как говорится, «еще вчера».
Поскольку физически я не могу
одновременно находиться в разных регионах, то прошу заказчиков, по возможности,
перенести сроки или предлагаю кому-то из них дистанционные услуги вместо прямых
консультаций на предприятии и другие варианты. Но это не всегда приемлемо для заказчиков, поэтому иногда мне приходится
делать выбор между заказчиками.
Безусловно, я отдаю предпочтение тем, с
которыми у меня долгие, плодотворные и
доверительные отношения, даже если их заказ менее привлекательный с финансовой точки
зрения. В данном случае на мой выбор влияет ценность заказчика и дальнейшего
сотрудничества с ним.
В случаях, когда поставщик -
монополист, тем более нужно выстраивать с поставщиком отношения так, чтобы он
захотел работать с Вами, еще лучше -
только с Вами.
Например,
Казахстанская компания, в которой я
когда-то работала, занималась поставкой продукции крупным промышленным
объединениям, работающим на территории Казахстана. Один из основных видов
поставляемой продукции мы закупали у российского производителя – так
называемого монополиста. Работать с данным производителем было не просто – как
монополист, он всегда занимал жесткую позицию. Получить право на закупку его
продукции напрямую с завода было еще сложнее.
Тем не менее, нашей компании удалось
построить отношения с данным производителем таким образом, что мы получили такое
право. Кроме того, наша компания была единственной в Казахстане, кто получил
такую возможность. Соответственно, это позволило нам иметь несомненные
преимущества в казахстанских тендерах. Со своей стороны мы обеспечивали завод
заказами больших объемов продукции и
гарантировали, что заказанная нами продукция будет оплачена нами в
полном объеме и своевременно отгружена, предоставляли точный график отгрузки
для точного планирования производства и отгрузки, что было крайне важно для завода с
учетом специфики продукции и технологии производства.
Если видеть в поставщике источник дополнительной
прибыли и непрерывно требовать от него скидки или согласия на любые условия,
работать на краткосрочных, разовых контрактах, то поставщик будет чувствовать
больше риска для своего бизнеса, и сотрудничество с таким потребителем не будет таким уж
желанным для него. Естественно, поставщик будет страховать свои риски
каким-либо способом (например, повышением цены) или будет придерживаться
жесткой позиции в отношениях с потребителем.
ISO 9004 призывает организации строить взаимовыгодные отношения с поставщиками, которые подразумевают:
- построение отношений, с соблюдением баланса краткосрочных выгод и долгосрочных перспектив;
- консолидацию опыта и ресурсов с партнерами;
- идентификацию и выбор основных поставщиков;
- открытый обмен данными;
- передачу информации и будущих планов;
- совместную разработку и совершенствование деятельности;
- поощрение и признание улучшений и достижений поставщиков.
Ключевые преимущества от использования принципа «Взаимовыгодные отношения с поставщиками», согласно ISO 9004:
- увеличение способности создавать ценность каждой из сторон;
- гибкие и оперативные совместные действия на изменения рынка или нужд и ожиданий потребителей;
- оптимальные затраты и использование ресурсов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий