В новых стандартах ISO 9001
и ISO 14001, выпущенных в 2015 году, появилось требование – определение контекста организации. Как определять контекст, какую методику выбрать, как задокументировать
результаты? Эти вопросы возникают у большинства организаций.
Поскольку стандарты не содержат требований к способам определения контекста, организациям предоставлен широкий выбор. Они могут выбрать любую приемлемую методику, используемую аналитиками, или разработать свой уникальный метод.
Поскольку стандарты не содержат требований к способам определения контекста, организациям предоставлен широкий выбор. Они могут выбрать любую приемлемую методику, используемую аналитиками, или разработать свой уникальный метод.
В качестве одного из инструментов
определения контекста организации большой популярностью пользуется SWOT анализ
(СВОТ анализ). Он позволяет в комплексе оценить внешние и внутренние факторы, влияющие
на систему менеджмента, проект, деятельность организации. С шестидесятых годов и до сегодняшнего
дня SWOT анализ широко используется организациями
любой сферы деятельности при стратегическом планировании.
Несмотря на некоторые
недостатки этого метода, он может успешно применяться организациями в качестве аналитического
инструмента или основы для разработки собственной методологии определения контекста.
В чем суть метода?
Метод заключается в определении
внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность организации, и распределение
их по категориям: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities
(возможности) и Threats (угрозы). Возможности (O) и угрозы (T) относятся к факторам внешней среды, сильные (S) и слабые (W) стороны - к факторам внутренней среды анализируемого объекта*.
Визуально аббревиатуру SWOT
можно представить в табличной форме:
Таблица 1. SWOT |
*Примечание: Согласно концепции SWOT, сильные и слабые стороны относятся только к внутренним факторам, а возможности и угрозы – являются только внешними факторами. Однако на практике те и другие могут быть как внутренними, так и внешними.
Как применять метод?
Во время SWOT анализа рассматриваются внешняя и внутренняя среды организации и делается структурированное описание
ситуации, в отношении которой необходимо принять какое-либо решение.
1. Анализ внутренней и внешней
среды
До начала SWOT анализа необходимо
определить, какие факторы (вопросы, проблемы, обстоятельства) будут изучены в ходе
анализа. Выбор факторов зависит, в первую очередь, от целей анализа.
Пример 1
Если SWOT анализ проводится
для выполнения требований п. 4.1 ISO 9001:2015 «Понимание организации и её контекста»,
то в процессе анализа рассматриваются внутренние и внешние факторы, относящиеся
к целям и стратегическому направлению организации, и влияние этих факторов на систему
менеджмента качества и ее результаты. Организациям необходимо сосредоточиться на
факторах, которые могут повлиять на удовлетворенность клиентов и предоставление
соответствующей продукции или услуг.
Такие факторы могут включать:
- Правовую, нормативную, культурную, социальную, технологическую, финансовую, экономическую и конкурентную среды (внешние факторы);
- Взаимоотношения с заинтересованными сторонами, их требования и ожидания;
- Корпоративную культуру организации, технологии, процессы принятия управленческих решений и организационную структуру (внутренние факторы).
Пример 2
Если SWOT анализ проводится
для соблюдения п. 4.1 ISO 14001:2015 «Понимание организации и её контекста», то
в процессе анализа организациям следует анализировать внешние и внутренние факторы,
которые могут влиять на систему экологического менеджмента и ее результаты.
Такие факторы могут включать:
- экологические условия, связанные с климатом, качеством воздуха, воды, землепользованием, существующим загрязнением, доступностью природных ресурсов и биологическим разнообразием, которые могут либо влиять на намерения организации, либо быть под воздействием ее экологических аспектов;
- внешние культурные, социальные, политические, законодательные, финансовые, экономические, технологические, природные факторы, а также факторы, связанные с конкуренцией;
- внутренние характеристики или условия организации, такие как ее деятельность, продукция или услуги, стратегическое направление развития, культура и потенциал (люди, знания, процессы и т.д.).
Часто одновременно со SWOT анализом используются другие
аналитические инструменты, такие как: SNW анализ, Анализ пяти сил Портера, PEST анализ
или его разновидности (SLEPT, PESTLE, STEEPLE) и др. Каждая из этих методик выделяет
определенные факторы или категории факторов
для анализа.
Например,
Если проводить SWOT анализ с
учетом метода "Пять сил Портера", то в ходе анализа внешней среды получим
следующие факторы для SWOT анализа:
- Рыночная власть потребителей;
- Риск появления продуктов-заменителей;
- Рыночная власть поставщиков;
- Риск появления продуктов-заменителей;
- Конкуренция;
- Риск появления новых игроков.
Очень часто для проведения SWOT
анализа составляется чек лист (контрольный лист), в который включаются все
отобранные для изучения факторы. Заполнение чек листов может проводиться разными
способами, например, методом проведения мозгового штурма, структурированного интервью
и др.
2. Представление результатов анализа
Информацию, полученную в процессе
SWOT анализа можно представить в форме простейшей матрицы:
Таблица 2. Матрица SWOT анализа |
Для получения большей
отдачи от проведения анализа часто последовательно анализируют все возможные парные
комбинации факторов и выделяются наиболее значимые для принятия решений. Расширенная матрица SWOT анализа может выглядеть следующим образом:
Таблица 3. Расширенная матрица SWOT анализа |
Существуют и другие
варианты оформления таблицы, поскольку нет стандартов на представление результатов
анализа.
Преимущества метода
К основным преимуществам использования
SWOT анализа для определения контекста организации можно отнести:
- Универсальность метода – подходит всем организациям;
- Гибкость метода, предполагающая свободный выбор анализируемых факторов в зависимости от поставленных целей;
- Простота использования метода - не требует специальных знаний и узкопрофильного образования.
Недостатки метода
К основным недостаткам использования
этого метода для определения контекста организации
можно отнести следующее:
- Трудоемкость метода – требуется собрать большой объем информации из самых различных сфер;
- Субъективность результатов – как правило, зависят от видения и знаний человека, который его проводит;
- Заключения на основе SWOT анализа, чаще всего, носят описательный характер без установки приоритетов и рекомендаций.
получение сертификата ИСО 9001 2015
ОтветитьУдалить