Translate

среда, 25 ноября 2015 г.

Понимание контекста организации - новое требование в ISO 9001:2015

Понимание контекста организации (также как и "применение риск ориентированного мышления") - новое требование в ISO 9001:2015 и одно из значительных изменений стандарта. В отличие от прежней версии ISO 9001:2015 ожидает, что прежде, чем организация приступит к установлению Системы менеджмента качества, она определит и поймет контекст организации (см. также и другие изменения стандарта в видео "Основные различия между ISO 9001:2015 и ISO 9001:2008").  

Согласно ISO 9000:2015 контекст организации – это комбинация внутренних и внешних факторов, которые могут оказать влияние на подход организации к разработке и достижению своих целей. Цели организации могут быть связаны с продукцией и услугами, инвестициями и поведением по отношению к своим заинтересованным сторонам. В английском языке это понятие часто упоминается с использованием других терминов, таких как "бизнес-среда", "организационная среда" или "экосистема организации".

Внешний контекст – это внешнее окружение, в которой организация стремится достигнуть своих целей. К понятию внешнего контекста могут относиться вопросы, связанные с законодательством, технологическими аспектами, конкуренцией, рынком, культурой, социальными аспектами и экономическими условиями как на международном, национальном, региональном, так и на местном уровне. 

Внутренний контекст – это внутреннее окружение, в которой организация стремится достигнуть своих целей. К понятию внутреннего контекста организации могут относиться вопросы, связанные с ее ценностями, культурой, знаниями, а также с производительностью. 

Нельзя сказать, что требование понимания организацией своего контекста полностью отсутствовало в прежней версии стандарта. В некоторой степени оно встречалось в нескольких разделах стандарта ISO 9001:2008 и выражалось в форме требований соблюдать «законодательные и другие обязательные требования», «определять, анализировать и удовлетворять требования потребителей» и др. 

В ISO 9001:2015 четко указано, что организации должны рассмотреть свои внутренние и внешние факторы (проблемы, обстоятельства, обязательства) или условия, имеющие отношение к ее целям и стратегическому направлению, и подумать, как эти вопросы могут повлиять на Систему менеджмента качества и на результаты, которых хочет достичь организация. Выбранные для рассмотрения факторы или условия могут оказывать как положительное, так и негативное влияние. 

Это означает, что организация должна проанализировать внешние и внутренние факторы, условия, включая нужды заинтересованных сторон, прежде, чем создавать или развивать Систему менеджмента качества. Почему? Потому что Системы менеджмента качества должны быть в состоянии управлять их влияниями. В этом и есть их предназначение. 

После того, как организации поймут свой контекст, им необходимо определить область применения Системы менеджмента качества и те задачи, с которыми она должна будет сталкиваться, с учетом своего контекста и его влияния. Это поможет организациям разработать уникальные Системы менеджмента качества, чтобы решать свои собственные потребности. 

Это может быть достаточно сложной задачей для некоторых организаций. По крайней мере, на первом этапе. Однако это новое требование в ISO 9001 уменьшит, на мой взгляд, количество формальных Систем менеджмента качества, разработанных по типовым шаблонам только для целей сертификации. См. определение контекста организации на примере. 

В следующей статье мы рассмотрим определение контекста организации согласно ISO 14001:2015. Здесь можно скачать бесплатно электронную книгу "Как перейти на ISO 9001:2015".

5 комментариев:

  1. Контекст организации это документированная информация в виде процедуры предприятия (как ранее руководство по качеству) или запись в политике организации

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ни то, ни другое.
      Контекст организации - это ПЕРЕЧЕНЬ внутренних и внешних факторов, которые влияют или могут влиять на систему менеджмента организации. Стандарт не требует документировать эту информацию (этот перечень факторов), но лучше задокументировать в любой приемлемой форме. Задокументировать контекст можно, например, в виде отдельного документированного списка или описания внутренних и внешних факторов или письменного отчета об определении контекста. Можно включить информацию о контексте в приложение к руководству по качеству.
      Политика организации должна быть разработана с учетом контекста, но не стоит включать весь перечень факторов в Политику.
      В организации может быть устная или письменная процедура определения контекста (установленный порядок проведения этой работы), но также стандарт не говорит об этом.

      Удалить
  2. Почему в стандарте в раздел 4.Контекст организации входят помимо "факторов" и заинтересованных лиц с их требованиями еще и п.4.3 и п.4.4?

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить

Если Вы хотите получать обновления блога, введите Ваш E-mail