Политика руководства в области качества – один из обязательных
элементов системы менеджмента качества. Все стандарты и спецификации по
системам менеджмента качества (ISO 9001, СТ РК
ИСО 9001, API Q1, ISO
TC 29001, ISO IEC 17025 и др.) требуют ее
наличия в организации.
Политика руководства в области качества в сжатом виде описывает основные направления деятельности организации в области качества. В разных организациях она может называться по-разному: Политика в области качества, Политика руководства в области качества, Политика Системы менеджмента качества и т.д. Важно, чтобы в ней были сформулированы обязательства высшего руководства в области качества.
В стандартах и спецификациях по
системам менеджмента качества установлены определенные требования к Политике,
которые должны быть учтены организацией при ее разработке, внедрении и поддержании в рабочем состоянии. Рассмотрим эти требования на примере стандарта
ISO 9001:2008, положения которого лежат в основе API Q1, ISO TC 29001, ISO IEC 17025, СТ РК ИСО 9001 и
т.д. Рекомендую также посмотреть видео "Политика в области качества - разработка, внедрение, пересмотр". Некоторые требования к Политике руководства в области качества схожи с требованиями к Экологической политике, Политике руководства в области OH&S.
Требование 1. Разработку политики
обеспечивает высшее руководство организации, политика должна быть документально
оформлена.
Политика руководства в области качества представляет собой документ
верхнего уровня, может быть оформлена в
текстовом или в табличном виде. Она может быть разработана непосредственно высшим
руководством организации и/или представителем руководства по качеству, группой
по качеству и т.д. Однако политика должна быть утверждена высшим руководством. Кто
является высшим руководством в организации, должно быть указано в руководстве
по качеству или другом документе системы менеджмента качества.
Требование 2. Политика должна
соответствовать целям организации.
Политика руководства в области качества должна разрабатываться с
учетом миссии, стратегии и целей организации (не путать с целями в области
качества). Политика руководства в области качества не должна
им противоречить, а быть их логическим продолжением и развитием.
Например:
Миссия организации «ХХХ»: «Улучшать жизнь жителей Западно-Казахстанской
области, создавая им условия для заботы о своем здоровье. Мы добиваемся этого созданием на территории
области современных оздоровительных комплексов и спортивных клубов».
Выдержка из Политики руководства в области качества организации «ХХХ»:
«Компания осуществляет свою деятельность с 2006 года. При создании оздоровительных
комплексов и спортивных клубов в Западно-Казахстанской области мы учитываем текущие
и будущие потребности жителей области, современные мировые тенденции и
разработки, а также климатические условия и экологическую ситуацию в регионе».
В организации может быть несколько Политик,
например, Финансовая Политика, Политика по безопасности, Кадровая Политика,
Экологическая Политика и т.д. Политика руководства в области качества
стоит в одном ряду с другими политиками. Все они должны быть согласованы между
собой и не противоречить друг другу.
Требование 3. Политика должна
включать обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать
результативность системы менеджмента качества.
Это требование должно быть сформулировано в
Политике в прямом или косвенном виде.
Например:
«Обязуемся соблюдать законодательные
и другие применимые требования и постоянно повышать результативность системы
менеджмента качества»
или
«Мы будем осуществлять нашу
деятельность в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2008, спецификации API 6A и другими обязательными
требованиями, постоянно повышать результативность системы менеджмента
качества».
Под «требованиями» в стандартах и спецификациях по системе менеджмента
следует понимать любые требования,
которые организация должна или согласилась выполнять – требования клиентов, законодательства,
стандарта по системе менеджмента, технические и др. требования, применимые к
деятельности, процессам, продукции и услугам организации. При этом речь идет
как о прописанных, так и не прописанных требованиях. Поэтому при перечислении
требований, которым организация обязуется соответствовать, не следует ограничиваться только указанием стандарта
по системам менеджмента качества и/или спецификации на выпускаемую
продукцию/услугу. Перечисление требований можно заменить обобщающими выражениями:
«обязательные требования» «все
применимые требования» и т.д., как указано в примерах выше.
Нередко возникают споры относительно второй части этого требования «…постоянно повышать результативность системы
менеджмента качества». Некоторые аудиторы и консультанты утверждают, что речь
идет не о «результативности», а об «эффективности» системы менеджмента
качества. Дело в том, что в официальном издании международного стандарта ISO 9001 на английском языке употребляется
слово «effectiveness» - «…continually improve the effectiveness of the quality management system…».
«Effectiveness» можно понимать и как результативность, и как эффективность. Однако,
если взглянуть на определение
термина «effectiveness» в международном стандарте ISO 9000, становится понятно, что речь
идет именно о результативности («степень, в какой реализована запланированная деятельность и достигнуты запланированные результаты»). Тем не
менее, когда речь идет о зрелой системе менеджмента качества, целесообразно
повышать и результативность, и эффективность системы менеджмента качества.
Требование 4. Политика должна
создавать основы для постановки и анализа целей в области качества.
Очень часто для выполнения этого
требования высшее руководство организаций совмещает в тексте Политики свои обязательства,
цели и средства достижения целей в области качества. Однако лучшим решением
является внесение в текст в Политики целей в области качества в неявном виде
или обобщенно, как направление для постановки конкретных измеримых целей. Дело в том, что Политика является долгосрочным
документом. А цели в области качества бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными, могут часто корректироваться. Поэтому в Политике цели в области качества можно обозначить, но без численного выражения. Тогда не придется часто вносить изменения в Политику.
Например:
Выдержка из Политики руководства в области качества организации «YYY»: «Компания стремится стать лидером в Казахстане по производству
шариковых ручек».
Цель в области качества организации
«YYY» на 2015 год.: «Произвести
в 2015 году 200 000 000 шариковых
ручек».
Требование 5. Политика должна
быть доведена до сведения персонала и понятна ему.
Для выполнения первой части этого
требования, обычно, Политику руководства в области качества размещают в
качестве наглядной агитации в подразделениях, осуществляют ознакомление персонала с
Политикой под роспись.
Чтобы обеспечить понимание
персоналом положений Политики, объяснить каждому сотруднику его место и роль в
системе менеджмента качества, необходимо проводить разъяснения среди персонала,
так как информация о намерениях организации в области качества в Политике
излагается в сжатом виде. Для этого проводятся мини-обучения, совещания,
выпускаются памятки и другие методические материалы.
Для того, чтобы все сотрудники
понимали Политику однозначно, она должна быть написана простым и понятным
языком, не допускающим различные толкования. Необходимо учитывать общий
интеллектуальный уровень коллектива. Также стоит подумать о переводе текста Политики на другие языки, используемые
внутри организации.
Требование 6. Политика должна
анализироваться на постоянную пригодность
Политика руководства в области качества, как и любой другой
документ, должна быть «живым организмом», реагирующим на изменения в деловой
среде. Ее необходимо периодически и по мере необходимости пересматривать и
анализировать на степень достижения её
заявлений, соответствия текущим потребностям организации. Поэтому должен быть
предусмотрен порядок и периодичность пересмотра Политики.
Как правило, анализ Политики осуществляется во время анализа системы менеджмента качества со стороны руководства. Порядок и периодичность пересмотра Политики руководства в области качества, а также ответственные лица, могут быть описаны в Руководстве по качеству, документированной процедуре по управлению документацией или в отдельном документе. Стандарты и спецификации по системам менеджмента не требуют прописывать в самом тексте Политики, каким образом и как часто она будет пересматриваться, так же как и методы ознакомления персонала.
Как правило, анализ Политики осуществляется во время анализа системы менеджмента качества со стороны руководства. Порядок и периодичность пересмотра Политики руководства в области качества, а также ответственные лица, могут быть описаны в Руководстве по качеству, документированной процедуре по управлению документацией или в отдельном документе. Стандарты и спецификации по системам менеджмента не требуют прописывать в самом тексте Политики, каким образом и как часто она будет пересматриваться, так же как и методы ознакомления персонала.
Комментариев нет:
Отправить комментарий