В некоторых предыдущих
статьях я упоминала о методе «Мозгового штурма» для анализа проблем и
решения различных задач. Он получил широкую популярность и распространение среди аналитиков и используется наряду с такими методами как: "SWOT (СВОТ) анализ"; "Анализ стейкхолдеров"; "Анализ пяти сил Портера" и др.
Скорее всего, Вы уже сталкивались с этим методом и использовали его хотя бы один
раз.
Люди часто используют мозговой штурм, чтобы генерировать идеи и находить решения проблем. Однако «мозговым штурмом» часто называют любое
групповое обсуждение. На самом деле при проведении мозгового штурма применяются
специальные методики, чтобы поднять творческое мышление участников идеями и мнениями
других участников группы.
В этой статье описан этот метод, его преимущества и правила применения. В следующих
статьях мы рассмотрим некоторые идеи по более эффективному применению метода.
Что такое "Мозговой
штурм"?
«Мозговой штурм» – это подход, способствующий свободному
обсуждению в группе и поощрению осведомленных лиц к выявлению потенциальных отказов (отклонений) и связанных
с ними рисков, критериев принятия решений и
способов обработки.
Важным в применении
данного метода является результативное координирование, которое включает инициирование обсуждения на
начальном этапе, периодическое направление внимания специалистов на другие
важные аспекты и фиксирование идей, предлагаемых во время обсуждения.
Как появился метод
"Мозговой штурм"?
Этот метод был разработан в 1941 году сотрудником американского
рекламного агентства «BBD&O» Алексом Осборном. Существует красивая и интересная легенда
о рождении этого метода.
Во время 2-ой мировой
войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое
переправляло из Америки в Европу военную технику и продукты питания. Однажды, когда
судно столкнулось с реальной угрозой атаки немецкой подводной лодки, Осборн собрал
всю команду на палубе, чтобы сообщить об опасности. Один из членов экипажа
предложил бредовую идею: когда будет замечен пенный след торпеды,
приближающейся к борту судну, все моряки должны встать у борта и дружно дуть на
торпеду, чтобы она, как воздушный шарик, отвернулась от судна.
В тот рейс, к счастью,
торпедной атаки не произошло, но бредовая
идея матроса в дальнейшем пригодилась. Осборн установил по бортам своего судна мощные
водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду,
чем спас судно и жизнь экипажу. Таким образом, Осборн пришел к
выводу, что даже в самой бредовой идее может быть рациональное зерно. Согласно легенде,
именно так возникла идея создания метода "Мозговой штурм".
После того как Алекс Осборн разработал оригинальный метод, он опубликовал
его в 1953 году в книге «Прикладное воображение». В шестидесятые годы метод стал
очень популярен, его считали самым перспективным, изучали в университетах. Со временем
аналитики выработали много модификаций оригинального
метода.
Правила применения метода
Мозговой штурм включает
три обязательных этапа:
1. Четкая формулировка
проблемы (задачи), отбор участников мозгового штурма, назначение ведущего и распределение
прочих ролей участников. Состав участников и распределение ролей зависят от вопроса,
который предстоит решить и выбранного способа проведения штурма.
2. Генерация идей.
Успех этого этапа и всего мозгового штурма зависит от соблюдения следующих правил:
- не следует ограничивать количество идей - чем больше, тем лучше;
- принимаются абсолютно все идеи, даже те, которые кажутся нереалистичными, абсурдными, смешными и т.д., приветствуются необычные и креативные идеи;
- не следует давать оценку предлагаемым идеям (как отрицательную, так и положительную), т.к. это может отвлечь участников и помещать творческому настрою;
- можно комбинировать и совершенствовать высказываемые идеи.
3. Группировка, отбор
и оценка идей. Необходимо выделить наиболее ценные идеи и определить окончательный
результат. На этом этапе важны несколько иные правила, нежели на предыдущем:
- оценка и критика не ограничиваются, а приветствуются;
- методы анализа и оценки идей могут быть очень разными;
- участники должны хорошо знать и понимать критерии отбора и оценки идей, успешность этапа зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой проблемы (задачи) и предлагаемых решений.
Для проведения мозгового
штурма обычно создают две разные группы:
- участники, генерирующие идеи;
- комиссия по оценке и обработке предложенных идей.
Различают коллективные и индивидуальные «мозговые штурмы».
Преимущества использования
мозгового штурма
В отличие от обычных
групповых обсуждений (например, в ходе совещания), мозговой штурм сочетает в себе непринужденный
подход к решению проблем с нестандартным мышлением.
Богатый обмен мнениями,
позитивный настрой и отсутствие критики помогают людям
выйти за пределы их обычных способов мышления и предлагать огромное
множество новых, креативных и смелых идей, которые могут, на первый взгляд,
показаться немного сумасшедшими. В дальнейшем некоторые из этих идей могут быть
преобразованы в оригинальные, творческие решения проблемы, в то время как другие
могут вызвать еще больше идей.
Большое преимущество
мозгового штурма также в том, что он позволяет
объединить людей и сделать их более
приверженными решению проблем (задач), если они были вовлечены в разработку решений.
получение сертификат менеджмента ИСО 9001
ОтветитьУдалить