Translate

понедельник, 27 февраля 2017 г.

Мозговой штурм - правила применения метода

В некоторых предыдущих статьях я упоминала о методе «Мозгового штурма» для анализа проблем и решения различных задач. Он получил широкую популярность и распространение среди аналитиков и используется наряду с такими методами как: "SWOT (СВОТ) анализ"; "Анализ стейкхолдеров"; "Анализ пяти сил Портера" и др. Скорее всего, Вы уже сталкивались с этим методом и использовали его хотя бы один раз.

Люди часто используют мозговой штурм, чтобы генерировать идеи и находить решения проблем. Однако «мозговым штурмом» часто называют любое групповое обсуждение. На самом деле при проведении мозгового штурма применяются специальные методики, чтобы поднять творческое мышление участников идеями и мнениями других участников группы.

В этой статье описан этот метод, его преимущества и правила применения. В следующих статьях мы рассмотрим некоторые идеи по более эффективному применению метода.

Что такое "Мозговой штурм"?

«Мозговой штурм» – это подход, способствующий свободному обсуждению в группе и поощрению осведомленных лиц к выявлению потенциальных отказов (отклонений) и связанных с ними рисков, критериев принятия решений и  способов обработки. 

Важным в применении данного метода является результативное координирование, которое  включает инициирование обсуждения на начальном этапе, периодическое направление внимания специалистов на другие важные аспекты и фиксирование идей, предлагаемых во время обсуждения.

Как появился метод "Мозговой штурм"?

Этот метод  был разработан в 1941 году сотрудником американского рекламного агентства «BBD&O» Алексом Осборном.  Существует красивая и интересная легенда о рождении этого метода.

Во время 2-ой мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое переправляло из Америки в Европу военную технику и продукты питания. Однажды, когда судно столкнулось с реальной угрозой атаки немецкой подводной лодки, Осборн собрал всю команду на палубе, чтобы сообщить об опасности. Один из членов экипажа предложил бредовую идею: когда будет замечен пенный след торпеды, приближающейся к борту судну, все моряки должны встать у борта и дружно дуть на торпеду, чтобы она, как воздушный шарик, отвернулась от судна.

В тот рейс, к счастью, торпедной атаки не произошло, но бредовая идея матроса в дальнейшем пригодилась. Осборн установил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь экипажу. Таким образом, Осборн пришел к выводу, что даже в самой бредовой идее может быть рациональное зерно. Согласно легенде, именно так возникла идея создания метода "Мозговой штурм".

После того как Алекс  Осборн разработал оригинальный метод, он опубликовал его в 1953 году в книге «Прикладное воображение». В шестидесятые годы метод стал очень популярен, его считали самым перспективным, изучали в университетах. Со временем аналитики  выработали много модификаций оригинального метода.

Правила применения метода 

Мозговой штурм включает три обязательных этапа:

1. Четкая формулировка проблемы (задачи), отбор участников мозгового штурма, назначение ведущего и распределение прочих ролей участников. Состав участников и распределение ролей зависят от вопроса, который предстоит решить и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Успех этого этапа и всего мозгового штурма зависит от соблюдения следующих правил:
  • не следует ограничивать количество идей - чем больше,  тем лучше;
  • принимаются абсолютно все идеи, даже те, которые кажутся нереалистичными, абсурдными, смешными и т.д., приветствуются необычные и креативные идеи;
  • не следует давать оценку предлагаемым идеям (как отрицательную, так и положительную), т.к. это может отвлечь участников и помещать творческому настрою;
  • можно комбинировать и совершенствовать высказываемые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Необходимо выделить наиболее ценные идеи и определить окончательный результат. На этом этапе важны несколько иные правила, нежели на предыдущем:
  • оценка и критика не ограничиваются, а приветствуются;
  • методы анализа и оценки идей могут быть очень разными;
  • участники должны хорошо знать и понимать критерии отбора и оценки идей,  успешность этапа зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой проблемы (задачи) и предлагаемых решений.

Для проведения мозгового штурма обычно создают две разные группы:
  • участники, генерирующие идеи;
  • комиссия по оценке и обработке предложенных идей.

 Различают  коллективные и индивидуальные «мозговые штурмы».

Преимущества использования мозгового штурма 

В отличие от обычных групповых обсуждений (например, в ходе совещания),  мозговой штурм сочетает в себе непринужденный подход к решению проблем с нестандартным мышлением.

Богатый обмен мнениями, позитивный настрой и отсутствие критики помогают  людям  выйти за пределы их обычных способов мышления и предлагать огромное множество новых, креативных и смелых идей, которые могут, на первый взгляд, показаться немного сумасшедшими. В дальнейшем некоторые из этих идей могут быть преобразованы в оригинальные, творческие решения проблемы, в то время как другие могут вызвать еще больше идей.

Большое преимущество мозгового штурма также  в том, что он позволяет объединить людей  и сделать их более приверженными решению проблем (задач), если они были вовлечены в разработку решений. 

1 комментарий:

Если Вы хотите получать обновления блога, введите Ваш E-mail