Translate

пятница, 3 марта 2017 г.

Метод "Мозговой штурм"

Как мы уже говорили в предыдущей статье, метод «Мозговой штурм» включает три основных этапа:

1. Формулировка задачи, отбор участников и распределение ролей (подготовительный этап);

2. Генерация идей (основной этап);

3. Обсуждение идей и принятие решения (заключительный этап).

Т.е. для решения какой-либо задачи, например, анализа заинтересованных сторон, определения контекста организации согласно ISO 9001:2015 или ISO 14001:2015, собирается группа специалистов. Перед ними четко формулируется задача. Они в непринужденной атмосфере, без обсуждения, предлагают и записывают все идеи. Затем экспертная комиссия анализирует предложенные идеи и формулирует окончательное решение.

На первый взгляд, метод кажется очень простым. Но давайте рассмотрим его пошаговое применение.

Подготовительный этап

1. Формируется группа генераторов идей (как правило, 5-10 человек). Это должны быть специалисты разного профиля, оптимистичные, активные люди, способные предлагать нестандартные идеи с позиций разных наук. Пессимистов, скептиков, критиканов в эту группу не включают.

2. Формируется экспертная группа для анализа выдвинутых идей и отбора лучших из них. На практике нередко сами генераторы, завершив выдвижение идей, выступают как эксперты. Однако хорошим решением является пригласить в экспертную группу других людей – аналитиков. Критики и скептики в экспертной группе, напротив, будут очень полезны.

3. Осуществляется информирование участников о предстоящем штурме, его теме и задаче (примерно за два-три дня), чтобы они могли подумать и прийти уже с некоторыми интересными идеями. 

4. Готовится всё необходимое для записи идей и демонстрации списка (доска, маркеры, бумажные листы, планшеты и т.д.).

5. Назначается ведущий мозгового штурма. Ведущий должен хорошо знать цели и предмет обсуждения, быть дипломатичным, благожелательным и остроумным. Успех мозгового штурма во многом будет зависеть от его умения работать с аудиторией и управлять процессом мозгового штурма.

6. Выбираются те, кто будет записывать все идеи, так называемые "секретари". Часто эту задачу берет на себя ведущий, однако это довольно сложно одновременно управлять процессом и вести непрерывно записи. 

7. Устанавливается продолжительность основного этапа, например, два часа. Ограниченное время будет стимулировать участников выдать в сжатые сроки как можно больше идей.

8. Четко формулируется и записывается задача (проблема) - что конкретно необходимо получить в результате мозгового штурма.

Основной этап

1. В мозговом штурме принимают участие ведущий и группа генераторов идей. Обсуждение должно проходить в приятной, свободной, уважительной, позитивной и располагающей к общению атмосфере. После того, как ведущий озвучит задачу, участники начинают предлагать свои идеи. Ведущий поочередно предоставляет слово генераторам идей, следит, чтобы все участники, включая его самого, имели равные возможности высказать свои идеи.   

2. Генераторы идей предлагают как можно больше различных идей (даже самых абсурдных). Идеи излагаются кратко, без пояснений и доказательств. Обсуждение и, тем более, критика идей на этом этапе запрещена. Развитие, совершенствование и составление комбинаций высказанных коллегами идей – приветствуется. Ведущий следит за регламентом, уровнем идей, развитием «цепочек идей», предотвращает «потерю идей».

3. Фиксируются все идеи без исключения. Обычно, количество идей составляет несколько десятков и более.

4. После завершения генерации идей участники коллективно корректируют список наработанных идей. Допускается дополнение списка новыми идеями, возникшими в процессе корректировки.

Заключительный этап

1. Экспертная комиссия тщательно анализирует каждую предложенную идею, стараясь обнаружить рациональное зерно в каждой из них. На этом этапе конструктивная критика приветствуется. Рекомендуется использовать составленный заранее вопросник и критерии оценки.

2. Принимается и записывается окончательное решение.   

1 комментарий:

Если Вы хотите получать обновления блога, введите Ваш E-mail