Translate

воскресенье, 16 октября 2016 г.

Анализ заинтересованных сторон методом "Анализ стейкхолдеров"

Стандарты ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015 требуют от организаций определения заинтересованных сторон, их потребностей и ожиданий. Данная информация имеет большое значение для планирования, функционирования, мониторинга и улучшения системы менеджмента и ее процессов, оказывает большую помощь в определении контекста организации и управлении её рисками и возможностями. На практике для выявления и оценки заинтересованных сторон широко применяется метод «Анализ стейкхолдеров». 

«Стейкхолдер» (от англ. stakeholder) переводится как «держатель интереса», «группа интересов», «заинтересованная сторона», «вовлеченная сторона».  Т.е. стейкхолдер это человек, группа лиц или отдельные организации, решения, действия и поведение которых могут прямо или косвенно, положительно или отрицательно влиять на организацию, ее прибыль, процессы, системы менеджмента и т.д.  или испытывать на себе влияние организации, ее процессов, системы менеджмента. Стейкхолдеры бывают внутренними и внешними.

Метод «анализа стейкхолдеров» получил широкое применение, поскольку с его помощью можно получить ответы на разные вопросы, такие как, например: «Кто является заинтересованными лицами в  деятельности организации, проекте, системе менеджмента?»; «Какие их интересы?»; «Какое влияние они имеют или могут иметь на деятельность организации, проект, систему менеджмента?»; «Чем отличаются степени их влияния?» и т.д. Систематический анализ такой информации позволяет определить отношения, которые могут негативно влиять на организацию, если не будут приняты во внимание, а также отношения, которые могут улучшить  деятельность организации, систему, проект.

Кто является стейкхолдерами?

Не может быть единого списка стейкхолдеров для всех организаций, систем менеджмента, любого проекта. Это зависит от характера решаемых вопросов, географического положения, вида деятельности и т.д. В первую очередь, к стейкхолдерам организации относят поставщиков, конечных покупателей товаров и услуг, посредников, учредителей, инвесторов и персонал организации.

Например,
Стейкхолдерами салона красоты могут являться:
  • Клиенты (внешние стейкхолдеры), так как пользуются услугами салона и таким образом влияют на их спрос. Клиенты салона имеют определенные требования к видам и качеству услуг, а значит, также влияют на уровень их себестоимости и издержки салона. У клиентов салона  может измениться уровень дохода, предпочтения или уменьшится их численность, что может привести к снижению спроса на услуги салона.
  • Поставщики (внешние стейкхолдеры), поскольку влияют на стоимость и качество оборудования, инструментов и материалов, используемых салоном, на сроки и условия их поставки, что напрямую  влияет на издержки салона и качество оказываемых услуг.
  • Местные органы власти, контролирующие органы (внешние стейкхолдеры), так как выдвигают требования к салону, могут оштрафовать, закрыть салон в случае невыполнения их требований,  соответственно, влияют на издержки салона, себестоимость услуг и функционирование бизнеса.
  • Конкуренты (внешние стейкхолдеры), поскольку заинтересованы «заполучить» клиентов салона. Конкуренты могут демпинговать цены на аналогичные услуги, а также предпринимать другие действия по «переманиванию» клиентов, тем самым влиять на прибыль и  имидж салона.
  • Инвесторы и учредители (внутренние стейкхолдеры), так как принимают решения по выбору стратегии ведения бизнеса, утверждают бюджет на ведение, продвижение и развитие бизнеса и влияют на прибыль салона.
  • Персонал (внутренний стейкхолдер), поскольку напрямую влияет на скорость и качество сервиса, рекламу, имидж и развитие салона.

Кем проводится анализ стейкхолдеров?

Анализ стейкхолдеров лучше проводить методом мозгового штурма, в котором могут участвовать не только сотрудники организации. Чем больше людей участвуют в мозговом штурме, тем больше вероятность того, что рабочая группа получит достоверную и полную картину обо всех заинтересованных лицах, а также реалистичную картину их влияния и интересов.

Проведение анализа стейкхолдеров

Анализ стейкхолдеров состоит из следующих основных этапов: выявление стейкхолдеров, анализ влияния и интересов стейкхолдеров, разработка тактических действий по управлению стейкхолдерами.

1) Выявление стейкхолдеров:
Анализ стейкхолдеров начинается с определения всех заинтересованных сторон организации, системы менеджмента, проекта. На этом этапе будет полезен мозговой штурм с перечислением множества различных вариантов для того, чтобы максимально полно перечислить всех заинтересованных сторон. При определении стейкхолдеров могут задаваться следующие вопросы: 

  • Чьи действия могут привести к не достижению целей организации, системы менеджмента, проекта? Чьи действия, напротив, помогут их достижению? 
  • Кто больше всего заинтересован в результатах деятельности организации, системы менеджмента, выполнении проекта? Для кого деятельность, система менеджмента, проект может представлять угрозу? 
  • Кто принимает или может принимать участие в деятельности организации, процессах системы менеджмента, проекте? 
  • Кто лучше всего разбирается в деятельности организации, процессах системы менеджмента, проекте? Чьи поддержка и опыт необходимы? 
  • И т.д. 

Каждая деятельность, система имеет свои собственные стадии жизненного цикла. Хорошей практикой является определение списка всех стейкхолдеров, имеющих отношение к деятельности, системе менеджмента, проекту на каждой стадии.

2) Анализ интересов и влияния стейкхолдеров:
Вторым важным шагом анализа стейкхолдеров является оценка степени их потенциальной заинтересованности в успешном осуществлении работы организации, проекте, системе менеджмента и возможностей оказывать их влияние на организацию, систему менеджмента, проект.

Для проведения оценки организации необходимо сформулировать ключевые потребности, интересы и ожидания выявленных заинтересованных сторон, а затем проанализировать роль каждой заинтересованной стороны и определить ее значимость. В этом организации могут помочь следующие вопросы: 

  • Каковы потенциальные потребности и ожидания каждой заинтересованной стороны от деятельности организации, системы менеджмента, проекта? 
  • Какая роль отводится каждому стейкхолдеру для успешной деятельности организации, системы менеджмента, проекта? 
  • Какие положительные реакции можно ожидать? 
  • Какие последствия возможны от отсутствия таких реакций?
  • Какие негативные реакции можно ожидать?
  • Какое влияние окажут эти негативные реакции?

3) Разработка действий по управлению стейкхолдерами:
Заключительным этапом анализа стейкхолдеров является определение способов вовлечения каждого стейкхолдера в деятельность, систему менеджмента, проект и/или способов управления его действиями для повышения пользы, получаемой целевыми группами, и минимизации возможного негативного воздействия (в том числе конфликты интересов). 

Результаты проведенного анализа можно представить в форме таблицы:


Анализ стейкхолдеров
Таблица 1 "Перечень стейкхолдеров"

2 комментария:

Если Вы хотите получать обновления блога, введите Ваш E-mail