Согласно требованиям стандартов и спецификаций по
системам менеджмента (ISO 9001, API Q1, ISO 14001, OHSAS 18001 и
др.), управление несоответствиями предполагает, в том числе, выполнение
коррекций и корректирующих действий. На практике в организациях люди часто их путают.
Тогда как правильное понимание и применение "коррекций" и
"корректирующих действий" является основой эффективной системы
управления несоответствиями. Не понимая их различие, трудно предотвратить
повторное появление несоответствий в будущем.
Все организации, когда выявляют какие-либо
несоответствия в своей системе менеджмента, принимают какие-то меры. Эти меры
направлены на исправление несоответствия и/или его причины. В зависимости от
того, что организация исправляет (несоответствие или его причины), и есть разница между коррекцией и
корректирующим действием.
С помощью коррекции можно решить проблему, лежащую на
поверхности. Например, устранить выявленные дефекты продукции, чтобы они стали приемлемыми для использования.
Если взглянуть на выявленную проблему глубже, то необходимо рассмотреть проблему (возможно, не столь очевидную), которая
привела к несоответствию. Необходимо исследовать причины этой проблемы до тех
пор, пока не будет обнаружена первопричина, которая была началом цепи и привела
к несоответствию, и принять меры для её устранения, чтобы предотвратить повторное
появление в будущем, - корректирующие
действия.
Пример
Испытательная
лаборатория обнаружила, что испытания одной
партии продукции заказчика было проведено с использованием неисправного
оборудования, что ставит под сомнение достоверность полученных результатов. Лаборатория
немедленно исправляет ситуацию, делает
повторное испытание этой партии уже исправным оборудованием.
Одновременно она проверяет, какая еще продукция заказчиков могла быть испытана этим
неисправным оборудованием, и принимает
соответствующие меры. Это
коррекция.
Учитывая
издержки от повторного испытания продукции и последствия, которые могли
возникнуть, если бы неисправность оборудования и/или
недостоверность результатов испытания были обнаружены после сдачи продукции
заказчику, лаборатория хочет предотвратить подобные ситуации в будущем. Для этого ей
требуется определить и устранить основные причины проблемы, включая
первопричину.
Поэтому
лаборатория анализирует всю цепь событий, которые могли привести к проблеме. Предположим,
что в ходе анализа первопричины проблемы она обнаружила, что неисправное
оборудование было использовано непреднамеренно, по ошибке, поскольку хранилось
вместе с исправным оборудованием и не идентифицировано как неисправное
оборудование. Лаборатория идет дальше и
выясняет, почему неисправное оборудование не было отделено и не
идентифицировано соответствующим образом. И так шаг за шагом до тех пор, пока не будут выявлены, а затем устранены
все причины, включая первопричину, проблемы. Это будут корректирующие действия.
Поиск
первопричины проблемы многим кажется не простой задачей. Как найти причины, как
убедиться, что это и есть основная причина? Есть много различных способов сделать это, например, метод «Пять почему», «ДиаграммаИсикавы» («Рыбий скелет»), «Диаграмма Парето» и др. Главное, постараться найти истинную причину,
а не проблему, лежащую на поверхности. Если после реализации корректирующих действий выявленное несоответствие более не возникает или
наблюдается динамика уменьшения таких проблем (положительная
тенденция), то причины и корректирующие действия были определены правильно. В
противном случае проводится повторный анализ несоответствия и его первопричины.
Кроме
понимания различия между коррекцией и
корректирующим действием важно знать, когда применять каждый из них. Коррекции
применяются, практически, к каждому выявленному несоответствию, за исключением,
когда уже слишком поздно или нет смысла это исправлять.
Корректирующие
действия нет необходимости применять каждый раз, когда выявляется
несоответствие. Например, при выявлении незначительных несоответствий
может осуществляться их
корректировка без применения
корректирующих действий. Целесообразность проведения корректирующих действий определяется
организациями, как правило, исходя из оценки значимости последствий несоответствия (масштаба проблемы),
стоимости устранения причины несоответствия и возможности его повторного
возникновения.
Таким образом, можно
утверждать, что грамотное применение коррекций и корректирующих действий –
эффективный способ постоянного улучшения системы менеджмента, экономии денег и
времени.
получить сертификат 9001
ОтветитьУдалить