Translate

вторник, 26 сентября 2017 г.

Интеграция Шесть Сигм и СМК

Следуя моде или требованиям потребителей, инвесторов и других заинтересованных сторон, руководители часто внедряют различные инновационные системы и методологии для улучшения работы, например, системы менеджмента на основе ISO 9001, Шесть Сигм, Бережливое производство и т.д. Все эти нововведения ведут, как правило, к большим затратам, организационным изменениям, отрыву сотрудников от основной работы и, порою, конфликтным ситуациям. Еще сложнее и больше вероятности конфликта интересов различных групп заинтересованных сторон, когда в организации внедряются две или более системы.

Таким образом, стремясь к совершенству, организации часто в дополнение к старым бедам получают новые проблемы. Тогда ради чего внедрять инновации и как избежать дублирования и противоречий при внедрении нескольких систем улучшения деятельности? Давайте рассмотрим на примере внедрения Системы Менеджмента Качества (СМК) и Шесть Сигм.

Шесть Сигм и СМК

Когда говорят: «Шесть Сигм», то имеют в виду:
a) философию (быть настолько совершенным, насколько это практически возможно); 
b) показатель (3,4 дефекта на миллион возможных); 
c) методологию совершенствования бизнеса (на основе модели DMAIC);
d) систему управления бизнесом.

В этой статье мы будем говорить о системе управления бизнесом «Шесть Сигм». В основе этой системы - использование показателей и методологии DMAIC применительно к возможностям для улучшения, напрямую связанным с бизнес стратегией организации. Таким образом, под термином «Шесть Сигм» в этой статье подразумевается высокопроизводительная система управления для выполнения бизнес-стратегии. 

Согласно ISO 9000:2015, Система Менеджмента Качества — это часть общей системы управления, направленная на то, чтобы процессы, продукция и услуги организации, а также сама организация, ее люди и система удовлетворяли установленным требованиям. Если говорить проще, СМК – это результативная и эффективная система управления бизнесом для обеспечения качества продукции и услуг и повышения удовлетворенности потребителей. 

Необходимо отметить, что Шесть Сигм не является альтернативой Системе Менеджмента Качества, несмотря на то, что у них много общего. У каждой из этих систем свое предназначение, отличительные особенности и преимущества. Система Менеджмента Качества направляет организации на управление своими бизнес-процессами для достижения требований ISO 9001 или другого стандарта, а Шесть Сигм дает руководящие указания, как это сделать и как добиться лучших и устойчивых результатов. Эти системы прекрасно дополняют друг друга и хорошо интегрируются.

Интеграция Шесть Сигм и СМК

Как известно, самым верным способом получения большей отдачи от внедрения в организации двух или более систем управления, является их объединение в единую Интегрированную Систему Менеджмента (ИСМ). Степень интегрированности системы определяет организация по своему усмотрению. Чем больше интегрированы системы, тем больше согласованности в требованиях документов, меньше дублирования функций, накладок в организационной структуре и т.д.

Легко ли интегрировать Шесть Сигм и СМК? Многие консультанты, специалисты по системам менеджмента признают, что разработать интегрированную систему сложнее, нежели две обособленно функционирующие системы менеджмента. Для разработки Интегрированной Системы Менеджмента, кроме хорошего понимания требований стандартов, спецификаций на системы менеджмента, необходимо знание подходов к созданию ИСМ.

Потому на практике чаще встречаются отдельные или слабо Интегрированные Системы Менеджмента. Нередко при внедрении Шесть Сигм полностью игнорируются требования уже действующей в организации Системы Менеджмента Качества или, наоборот, при внедрении СМК не учитываются требования функционирующей системы управления Шесть Сигм.

Какие существуют требования к интеграции систем менеджмента?

На сегодняшний день в мире не существует единой методологии и единой структуры Интегрированной Системы Менеджмента. Чаще всего организации формируют ИСМ по своему усмотрению, сопоставляя требования стандартов на системы менеджмента и выявляя общие элементы, которыми можно управлять комплексно.

Например,

При интеграции Шесть Сигм в действующую СМК, организация может принимать следующие решения:

  • Включить методики, показатели, формы записей, которые необходимо использовать в рамках применения «Шесть Сигм», в действующие процедуры, рабочие инструкции СМК или разработать новые документы; 
  • Изменить процедуру СМК по обучению с учетом требований к компетентности «Черных поясов» и «Зеленых поясов» или разработать отдельную процедуру; 
  • И т.д.
При формировании ИСМ организации могут использовать в качестве справочного пособия следующие документы:
  • PAS 99 «Спецификация общих требований системы менеджмента как структура для интеграции» (Общедоступные технические условия Британского института стандартов);
  • AS/NZS 4581 «Интеграция систем менеджмента - Руководство для частных, правительственных и общественных организаций» (Объединенный стандарт Австралии и Новой Зеландии).
Положения PAS 99 и/или AS/NZS 4581 носят общий характер, могут применяться при интеграции различных систем менеджмента и потому не могут обеспечивать полное соответствие тому или иному стандарту. Используя PAS 99 и/или AS/NZS 4581 при формировании ИСМ, организации также должны учитывать специфические требования стандартов или спецификаций систем менеджмента, которые обязуется выполнять организация.

1 комментарий:

Если Вы хотите получать обновления блога, введите Ваш E-mail