Translate

суббота, 25 июля 2015 г.

Шесть сигм


Метод "Шесть Сигм"
Шесть сигм (англ. Six sigma) - эффективный инструмент совершенствования бизнеса, который, к сожалению, пока еще не получил большую популярность в Казахстане. Применение этого метода позволяет последовательно выявлять, устранять причины дефектов (несоответствий) в бизнес процессах, ориентируясь, в первую очередь, на ожидания потребителей. Во всем мире организации применяют Шесть сигм для повышения удовлетворенности потребителей и собственной конкурентоспособности, сокращению расходов и/или увеличения прибыли и т.д. 

Метод "Шесть сигм" был разработан компанией "Моторола" в 1986 году. Цель разработки метода - обеспечить, чтобы 99.99966%2 выпускаемой продукции не имело дефектов (т.е., 3.4 дефекта на миллион единиц). Наименование метода пришло из статистики. Сигма (σ) - знак, который используется в статистике для обозначения среднеквадратичного отклонения (стандартного отклонения) значений в генеральной совокупности. 

Шесть сигм приобрел популярность в 90-е годы. В 2000-е годы метод начал широко применяться наряду с концепцией "Бережливого производства". В 2011 году Международная организация по стандартизации выпустила два стандарта серии 13053, посвященных методу шести сигм: ISO 13053-1:2011 "Количественные методы в процессах улучшения. Шесть сигм. Часть 1:методология DMAIC и ISO 13053-2:2011 "Количественные методы в процессах улучшения. Шесть сигм. Часть2: инструменты и техника"

Cуть метода "Шесть сигм" заключается в использовании совокупности различных инструментов (в первую очередь, статистических) для того, чтобы:
  • выявлять потенциальные дефекты (несоответствия), которые могут возникнуть при выпуске и/или применении продукции/оказании услуг;
  • определять причины дефектов;
  • разрабатывать действия по устранению этих причин.

Метод "Шесть сигм" применяется при: 
  • улучшении существующих бизнес процессов; 
  • проектировании новых/перепроектировании старых бизнес процессов;
  • управлении бизнес процессами.

Основные шаги улучшения процессов по методу "Шесть сигм"

Улучшение существующих бизнес процессов осуществляется за счет последовательного применения пяти шагов - Определение, Измерение, Анализ, Совершенствование, Контроль (в англ. - Define, Measure, Analyze, Improve, Control). Эти шаги называются методом DMAIC (первые буквы от английских слов – Define, Measure, Analyze, Improve, Control):

  1. Определение/Define Установление целей и основных этапов проекта. Определение, кто является потребителями (внутренними и внешними) и каковы их основные ожидания, критичные требования к качеству. Установить, какие важнейшие факторы процесса необходимо улучшить - какие проблемы, когда, где и при каких обстоятельствах они происходят,  каков масштаб и последствия этих проблем, какие результаты будут считаться успешными.
  2. Измерение/Measure Определение, как будет измеряться процесс (какие данные необходимы, как будут измеряться производственные показатели, какой текущий уровень производственных показателей, необходимо ли  нам "подвинуть" значение и т.д.). Сбор данных о процессе (о важнейших факторах) и оформление собранных данных в удобном для анализа виде.
  3. Анализ/Analyze Выявление и анализ коренных причин изучаемых дефектов с применением графических, статистических и др. инструментов. При проведении анализа широко применяются такие инструменты как: Диаграмма Парето, Диаграмма Исикавы ("Рыбий скелет"), метод анализа проблем "Пять почему" и т.д. 
  4. Совершенствование (улучшение)/Improve Разработка решений по устранению основных причин дефектов - определение возможных вариантов, оценка рисков, тестирование вариантов и выбор лучших из них.
  5. Контроль/Control Контроль дальнейшего протекания процесса для поддержания улучшений - определение путей поддержания (подтверждения) принятых решений по улучшению, проверка ошибок, мониторинг процесса, окончательное установление причины дефектов
Шесть сигм (Six sigma) не является заменой системе менеджмента качества, как часто меня спрашивают. Напротив, является отличным дополнением, поскольку предлагает конкретный метод оптимизации процессовчто является частью постоянного улучшения системы менеджмента качества. 



1 комментарий:

Если Вы хотите получать обновления блога, введите Ваш E-mail